XVII Международный форум «Технологии мобильности логистики в системе международных транспортных коридоров» прошел совместно с Форумом «Российский промышленник» с 29 ноября по 1 декабря 2022 года на площадке Экспофорума.
TRANSTEC 2022 прошел при поддержке Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей, Дирекции международных транспортных коридоров (ДМТК), Евразийской экономической комиссии, Объединенной транспортно-логистической компании – Евразийского железнодорожного альянса, Международного Координационного совета по трансъевразийским перевозкам и Российской академии транспорта.
Форум посетили более 1500 человек, в том числе 400 делегатов и 70 VIP-участников. Ведущие игроки рынка направили представительные делегации, среди которых ОАО «РЖД», ГК «Дело», ПАО «ДВМП» (FESCO), АНО «ДМТК», Правительство Санкт-Петербурга, ВЭБ.РФ, Делко (Delko), АО «Федеральная грузовая компания», ПАО «ФосАгро», ПАО «ТрансКонтейнер», ПАО «Аэрофлот». Помимо российских участников, на форум прибыли делегаты из Азербайджана, Беларуси, Германии, Индии, Ирана, Италии, Казахстана, Китая, Монголии и Узбекистана.
Деловая программа включала 15 мероприятий, на которых выступили 120 спикеров – представителей власти, бизнеса, науки и экспертного сообщества. Программу форума освещали 56 СМИ: 23 деловых и 25 отраслевых изданий, а также 6 телеканалов. Волонтерскую поддержку осуществляли студенты Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I.
Форум открылся видеообращением заместителя министра транспорта России Валентина Иванова. В первой части пленарного заседания, которая была посвящена технологиям и сервисам мобильности логистики, эксперты обсудили вопросы транспортной политики устойчивого развития в современных условиях, глобальные сдвиги в сфере перевозок и новые решения в ответ на текущие вызовы и ограничения. Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Павлов сообщил, что железнодорожные перевозки по восточной ветке МТК «Север – Юг» с 2023 года будут осуществлять по льготному тарифу. Председатель совета директоров Дальневосточного морского пароходства (головная компания FESCO) Андрей Северилов рассказал о планах по созданию хаба в Республике Татарстан. В качестве зарубежного гостя в дискуссии принял участие губернатор провинции Исфахан (Иран) Реза Мортазави.
Участники второй части пленарного заседания рассмотрели инновационные технологии логистики в системе международных транспортных коридоров. Среди главных тем – обеспечение мобильности цепей поставок на отраслевых рынках в новых экономических условиях, сервисы для организации бесперебойности поставок товаров и услуг для потребителей. Начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин представил логистические проекты, реализуемые на ОЖД как ключевом звене международных транспортных коридоров на евразийском пространстве.
По итогам пленарного заседания модераторы – председатель подкомитета по транспорту и логистике комитета РСПП по международному сотрудничеству Олег Дунаев и управляющий партнер компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров, а также заместитель гендиректора по коммерческой деятельности АО «РЖД Логистика» Сергей Левин и начальник ОЖД Виктор Голомолзин приняли участие в пресс-подходе.
На сессии «Мобильность логистики в промышленности», которая прошла при поддержке Минпромторга России, были подняты вопросы управления мобильностью международных цепей поставок, роли базовой инфраструктуры для повышения эффективности цепей поставок, а также развития технологий мобильности в логистике промышленных компаний. Участники обменялись опытом и лучшими практиками применения бесшовных технологий в организации мультимодальных поставок в интересах промышленных предприятий.
В ходе сессии «Мобильность пространственной связанности Северо-Западного региона» обсуждались инструменты повышения эффективности взаимодействия различных видов транспорта в регионе, а также способы формирования межотраслевой партнерской сети распределительного центра Санкт-Петербург в связанности с международными хабами в АТР, на Ближнем Востоке и в странах Латинской Америки. Участники выступили с инициативой о создании Центра Северо-Западного транспортно-логистического кластера по переходу к инновационной мобильности сервисов международной торговли и интеграции сетей поставок в глобальные, национальные и региональные цепочки создания стоимости.
Участники сессии «Технологии логистики в развитии новых маршрутов на МТК «Восток – Запад» и их доходность» предложили варианты выстраивания сетевого экономического сотрудничества бизнеса, государственных структур и научно-учебных комплексов по маршруту коридора от Санкт-Петербурга до Владивостока. Среди них – развитие платформенной клиентоцентричной бизнес-модели в сфере международной логистики, формирование единой цифровой платформы для информационного обеспечения участников логистических цепей, создание постоянного экспертного совета по развитию в сфере логистики при общественных организациях и объединениях.
На сессии «Развитие транспортного комплекса для достижения технологической устойчивости» прозвучали предложения к Минтрансу России обеспечить проведение работ по научному обоснованию технологической устойчивости рынка транспортно-логистических услуг, разработке дорожной карты, исследованию проблемных вопросов в условиях санкционного давления и мобилизационной экономики. По мнению участников дискуссии, важно определить экономически обоснованную географию расположения сухих портов в увязке с прогнозными объемами перевозок по международным транспортным коридорам.
Главным событием второго дня форума стала сессия «МТК «Север – Юг»: движение вперед». Эксперты обсудили перспективы развития коридора, а также обменялись опытом применения бесшовных технологий в организации мультимодальных поставок. Генеральный директор Дирекции международных транспортных коридоров Александр Исаев рассказал о проводимой работе по расшивке узких мест не только с точки зрения инфраструктуры, но и в контексте совершенствования нормативно-правовой базы. За 10 месяцев 2022 года общий объем грузовых железнодорожных перевозок в международном сообщении составил 445 млн тонн, оборот контейнеров – 3,3 млн TEU. По итогам года сокращения не ожидается, несмотря на переориентацию всей транспортной системы РЖД на восток и юг. В частности, на Октябрьской магистрали коридором «Север – Юг» активно занимаются порядка 3 месяцев. За этот период экспорт со станций ОЖД вырос практически в 5 раз, а с учетом западного ответвления на Новороссийск перевезено 140 тыс. тонн – это в 20 раз больше, чем в 2021 году. По мнению управляющего директора Siddhartha Logistics FTWZ Pvt. Ltd. (Индия) Падхьи Нищала, прилагаемые усилия обязательно дадут результат и МТК «Север – Юг» поможет улучшению торговли между Россией и Индией. Торговый представитель Азербайджанской Республики в РФ Руслан Аллахверди оглы Алиев перечислил основные преимущества коридора, среди них – сокращение в два и более раз расстояния перевозок, а также снижение стоимости доставки контейнеров по сравнению с морским путем.
Совместно с Международным Координационным советом по трансъевразийским перевозкам (КСТП) была организована сессия «Евро-азиатские перевозки: новые логистические и технологические решения». Участники обсудили влияние внешних факторов на устойчивость трансъевразийских сервисов, представили новые маршруты, обусловленные переориентаций внешнеэкономических связей.
Комитет по международному сотрудничеству РСПП и Академия «Высшая инженерная школа» Российского университета транспорта (МИИТ) выступили соорганизаторами сессии «Мобильность в крупных городских агломерациях. Международное сотрудничество». Дискуссия была посвящена современным трендам и закономерностям мобильности в агломерациях.
Участники сессии «Таможенно-логистическая деятельность: инфраструктура, таможня, технологии на примере мостового перехода через реку Амур в районе городов Благовещенск и Хэйхэ» рассмотрели вопросы развития инфраструктуры для обеспечения мобильности в логистике трансграничных перевозок.
Сессия «Технологии бесшовной логистики во взаимодействии ЕАЭС и ШОС» была посвящена вопросам интеграции цифровых платформ управления логистикой участников международных транспортных коридоров. Эксперты обменялись мнениями на тему роботизации логистики, применения дронов и другого беспилотного транспорта.
На сессии «Цифровая трансформация бизнеса: технологии и сервисы для создания конкурентной цепи поставок» была поднята тема перехода компаний от цепочек создания добавленной стоимости к экосистемам и оценены перспективы развития платформенной бизнес-модели в достижении успеха и роста бизнеса.
Тема цифровизации была продолжена на сессии «Цифровые технологии в системе безопасности транспортно-логистических сервисов». Участники обсудили влияние санкций, а также основные аспекты электронного делового оборота.
В рамках форума впервые был проведён день образования, в котором приняли участие ведущие ВУЗы Санкт-Петербурга, осуществляющие подготовку кадров для транспортно-логистической отрасли.
Экспозиция TRANSTEC 2022 заняла около 1000 кв. м и для большего охвата посетителей была размещена на единой площадке с выставкой «Российский промышленник». Генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков провел официальный обход выставки для VIP-делегации в составе президента РСПП Александра Шохина, заместителя министра промышленности и торговли РФ Василия Осьмакова, вице-губернатора Санкт-Петербурга по транспорту Кирилла Полякова и депутата Госдумы Дениса Кравченко. Также в обходе приняли участие представители крупных промышленных предприятий России. Особый интерес вызвал стенд иранской компании «Бехине Тарабар Ажур». Официальную делегацию приветствовали председатель правления ООО «Бехине Тарабар Ажур» Мустафа Акдам и финансовый директор ООО «АгроТранс» Мохаммад Маджди.
Участники TRANSTEC 2022 провели серию переговоров на Бирже деловых контактов. В частности, состоялись переговоры у компаний GTLogistics, Brimstone Kimya San Tic AS, IMPEX ERA MMC (Азербайджан), Siddhartha Logistics FTWZ Pvt. Ltd. (Индия), «Газпромнефть-Снабжение», «Альфа-Прибор», АНО «ДМТК», «Владофлот», «ПУЛ транс», «Терминал Святого Петра», «Аконит».
В заключительный день форума состоялись мероприятия для студентов и аспирантов. Так, в Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I прошла конференция «Инженерное предпринимательство: новые решения на транспорте и в логистике», в рамках которой студенты Школы инженерного предпринимательства ПГУПС презентовали свои стартапы. А в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете прошла конференция «Школа преемственности поколений логистов» с мастер-классами от Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, ОАО «РЖД» и «Газпром нефти» и экскурсией в транспортно-складской комплекс РЖД.
Для участников TRANSTEC 2022 была организована увлекательная культурная и экскурсионная программа, а также вечерний прием.