Новости

30 октября 2025
Технологический суверенитет на бездорожье: в Петербурге обсудили настоящее и будущее российской вездеходной техники

Не только освоение Арктики и Дальнего Востока требуют развития вездеходной техники — и в центральной части России множество труднопроходимых мест. В рамках деловой программы Международного форума-выставки «Российский промышленник» состоялась профильная сессия «Высокотехнологичный внедорожный транспорт для обеспечения логистики, комплексного освоения труднодоступных территорий и повышения эффективности транспортной системы», на которой Минпромторг представил пакет мер поддержки, МЧС России поделилось результатами масштабных испытаний техники в экстремальных условиях, а производители — новыми образцами.

Современная российская вездеходная техника, включая аэролодки, квадроциклы и многотонные вездеходы, сегодня решает широкий спектр задач: от обеспечения национальной безопасности и развития арктического туризма до организации устойчивой связи в регионах и поддержки научных исследований. В России действует более 150 производителей такой техники, что выводит страну в мировые лидеры, а вопросы развития отрасли в контексте государственных задач по освоению северных и дальневосточных территорий выделены в 24 целевые программы, отметила модератор дискуссии заместитель президента Ассоциации производителей вездеходной техники Татьяна Зикункова.

Начальник отдела строительно-дорожной, коммунальной и лесной техники Управления сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Егор Черников детализировал меры государственной поддержки отрасли. «У нас есть субсидия компенсации затрат на НИОКР, компенсируем до 70% затрат», — сообщил он. Здесь условием является последующее серийное производство техники на сумму, в 5 раз превышающую объем субсидии. Также он рассказал о льготных займах Фонда развития промышленности под 3–5% годовых, субсидиях для конечных покупателей и о запрете закупок импортной вездеходной техники в рамках госзаказа и для компаний с госучастием.

Министр промышленности и торговли Красноярского края Максим Ермаков привел успешные примеры региональных производителей — ГК «Север», «Альянс Сервис» и Visuva, техника которых используется для грузоперевозок в труднодоступных районах и даже в автопарке высокопоставленных чиновников. Среди ключевых проблем глава ведомства отметил вопросы сертификации и доступность финансирования, сообщив о активной работе по оказанию поддержки предприятиям через федеральные и краевые инструменты. Его выступление завершилось на наиболее конструктивной ноте: Ассоциация производителей вездеходной техники в лице модератора предложила региону свою помощь в виде создания вездеходного хаба для аренды техники и решения социальных вопросов логистики в удаленных локациях, на что Максим Ермаков радостно согласился.

Затем с презентацией отечественной линейки вездеходов выступил главный разработчик компании «Звезда» Александр Блохин. Он представил семейство модульно-унифицированных машин «Звезда», созданных на основе 90-летнего опыта и более 30 патентов. В докладе были показаны модели для межпоселковых перевозок, техника оперативного реагирования для МЧС и силовых структур, развивающая скорость до 100 км/ч, а также медицинские модификации, соответствующие стандартам скорой помощи. Особый акцент был сделан на успешном прохождении вездеходами экспедиции МЧС «Вызов» в условиях Чукотки при температуре –52 °C.

Надежда Филиппова, д.т.н., профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, в своем докладе акцентировала необходимость комплексного подхода к развитию транспорта в Арктике, включая создание цифровых платформ для управления логистикой, адаптацию инфраструктуры к изменению климата и подготовку специалистов. Профессор также представила результаты сравнительного анализа. Приведенные экономические расчеты показали, что при перевозке грузов по маршруту Якутск — Черский вездеходы демонстрируют значительное преимущество над традиционной грузовой техникой по ключевым показателям: средняя скорость выше в 2–3 раза, а общее время в пути сокращается с 8 до 2,5 суток.

Компания BigBo в лице своего представителя Андрея Смирнова презентовала собравшимся вездеход-амфибию BigBo — полностью кастомизируемый транспорт для экстремальных условий, собираемый индивидуально под задачи заказчика. Модель оснащена девятиместным салоном с панорамным остеклением на 360 градусов, автоматической трансмиссией и дизельным двигателем мощностью 128 л.с. Она сочетает автомобильный комфорт с возможностью преодоления водных преград, снега и бездорожья. BigBo успешно прошел испытания на Земле Франца-Иосифа и Чукотке, продемонстрировав устойчивость к экстремально низким температурам и сложному бездорожью. Технические особенности вездехода также включают пространственную раму из авиационного алюминия с интегрированным каркасом безопасности и систему централизованной подкачки колес. Сидения в салоне способны трансформироваться в спальные места, что подчеркивает ориентацию на длительные экспедиции и комфортную эксплуатацию. Модель позиционируется как универсальное решение не только для профессиональных задач, но и для туристических и исследовательских целей, где требуются повышенная проходимость и автономность.

Заместитель начальника отдела развития обеспечения безопасности Арктического региона Департамента образовательной и научно-технической деятельности МЧС России Дмитрий Гибизов подробно осветил ведомственный подход к интеграции отечественной вездеходной техники для обеспечения безопасности в Арктике. Ключевым инструментом стали масштабные экспедиционные мероприятия в рамках учений «Безопасная Арктика». В 2023 году был апробирован 21 образец техники, что позволило принять на снабжение гусеничную машину ТМ-140 и снегоболотоход «Бурлак». В 2025 году испытания были расширены: экспедиция преодолела 14 тыс. км по 10 субъектам РФ, а на этапе в Чукотском АО вездеход-амфибия «Звезда В16» и другие образцы прошли проверку в экстремальных условиях.

По итогам учений МЧС России сформировало технические задания на доработку конструкций для производителей, учитывающие специфику работы спасательных подразделений. Докладчик подчеркнул, что все процедуры закупки специальной техники осуществляются исключительно через автоматизированную систему торгов гособоронзаказа. МЧС анонсировало проведение следующих учений «Безопасная Арктика» в летний период 2027 года для отработки сценариев природных пожаров и паводков и пригласило производителей к участию, предоставив официальные контакты для связи.

Генеральный директор ГК «Моментум» Аркадий Хныкин рассказал о работе частной инженерной группы полного цикла с собственным конструкторским бюро, которая создает вездеходную технику для самых сложных условий России. Он подчеркнул глубокую историческую связь компании с Санкт-Петербургом, напоминая, что именно здесь в 1913 году был собран первый в мире полугусеничный вездеход. Ключевой принцип работы — полная локализация и импортонезависимость, при которой все комплектующие, узлы и материалы отечественного производства.

Технологический подход «Моментум» основан на современных инженерных решениях: цифровом моделировании узлов, использовании аддитивных технологий («выращивание» деталей из стали) и применении российских биметаллов и сплавов. Компания предлагает четыре основные платформы: колесные вездеходы Kalakurt и Tracar, подземный Picar для горнодобывающей отрасли и универсальную гусеничную платформу для тундры и болот. Успешные кейсы включают подъем Kalakurt на Эльбрус на высоту 3280 м и полевые испытания Tracar в подразделениях в Крыму.

Игорь Захряпин, руководитель проектов морского конструкторского бюро «Алмаз» с 76-летней историей, входящего в структуру Объединенной судостроительной корпорации, представило линейку судов на воздушной подушке (СВП) как ключевое решение транспортных проблем Арктики и Дальнего Востока. Предприятие, имеющее в штате восемь докторов и 24 кандидата наук, обладает уникальным опытом проектирования более 26 тыс. судов, поставлявшихся в 40 стран мира.

Были представлены различные модели СВП, включая «Скат», «Зубр», «Мурена» и другие, способные решать широкий спектр задач: выполнение пассажирских и грузовых перевозок между населенными пунктами, доставку персонала на нефтегазовые объекты, рейдовую разгрузку судов у необорудованных берегов, а также выполнение спасательных, полицейских и туристических функций в сложных условиях прибрежных зон.

На полях Форума достигнута договоренность с Фондом развития промышленности (ФРП) о содействии.

«Обсудили с Маратом Миратовичем Гакашевым возможность получения льготных займов ФРП на закупку современного оборудования, финансирование проекта по созданию вездеходного шеринга в каждом регионе Арктической зоны и Дальнего Востока, а также обеспечение мер господдержки для покупателей российской вездеходной техники, ─ комментирует Татьяна Зикункова, Председатель Ассоциации производителей вездеходной техники.  ─ Нашей конечной целью является обеспечение динамичного развития российского вездеходостроения и содействие технологическому лидерству нашей страны».

подписаться на новости форума