Новости

30 октября 2025
Российские беспилотники должны перелететь через трудности

Беспилотные авиационные системы — один из флагманов высоких технологий, без которых представить будущее уже невозможно. Однако их развитие в России всё еще встречает вызовы. О них и говорили участники секции «Дронофикация России: развитие гражданского рынка услуг БАС в интересах российских разработчиков и производителей» в рамках Международного форума-выставки «Российский промышленник – 2025» в Экспофоруме.

Развитие беспилотных авиационных систем (БАС) — одно из направлений, обеспечивающее технологическое лидерство страны. Это важно как на поле боя, так и в гражданском секторе, подчеркнул, открывая заседание, член Бюро Высшего совета партии «Единая Россия», ответственный секретарь, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике Денис Кравченко. Перспективы применения БАС имеются практически во всех отраслях, от сельского хозяйства и энергетики до медицины и туризма, однако ключевым фактором здесь, по словам депутата, является нормативная база, которая обеспечит безопасность полетов и регулирование конкуренции в разработке и эксплуатации беспилотных систем. Он также отметил, что сегодня ключевой задачей становится не только продолжение курса на развитие, но и на обеспечение устойчивости уже достигнутых результатов. В том числе, потребуется преодолеть технологические барьеры и кадровый дефицит, модернизировать производства и сформировать благоприятную инфраструктуру.

В России пока отсутствует специальный закон о БАС, отметил Денис Кравченко, и вполне возможно, что обсудить этот вопрос уже стоит. О состоянии «воздушного» законодательства в настоящий момент рассказал заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Андрей Потемкин. Перечислив основные вехи на пути устранения правовых пробелов, он констатировал, что этот этап практически пройден. Осталось принять буквально два документа, касающихся получения свидетельства «внешнего» пилота, то есть оператора БПЛА.

Впрочем, теперь предстоит решить вопросы адаптации принятых нормативно-правовых актов к нуждам конкретных отраслей — сельского хозяйства и других. Например, нужно сократить время получения разрешения на полеты (с суток до одного часа) и разрешить предприятиям, закупившим БАС для собственных нужд, приступать к их эксплуатации сразу, сказал Андрей Потемкин. По его мнению, следует упростить медицинские требования к «внешним» пилотам по сравнению с летчиками, с тем чтобы ими могли работать опытные ветераны СВО, нередко имеющие ранения. Заместитель генерального директора АНО «ФЦ БАС» Александр Голяшев в свою очередь также перечислил некоторые моменты, требующие корректировки:

«В каждом из сценариев применения таких моментов может быть много. В сельском хозяйстве, например, недавно прошло согласование сокращение расстояния с 2 км до 700 м, которое ограничивает применение БАС для внесения веществ на поля. БАС летают ниже, чем пилотируемая авиация, а значит жесткие требования к проведению авиахимработ для них не нужны. Во многих других отраслях также речь об интеграции беспилотных технологий в имеющиеся регламенты выполнения работ, чтобы снимать потенциальные претензии контролирующих органов, обеспечивать максимально широкое применение новых, более эффективных и с экономической, и с экологической точек зрения технологий».

Правительство старается систематизировать область развития БАС. Так, в Минпромторге разработан «рейтинг дронификации», о нем рассказала заместитель начальника управления беспилотных систем и робототехники Минпромторга РФ Алла Половченя. Рейтинг создан в целях появления благоприятных условий в регионах для эксплуатантов БАС и должен мотивировать региональные власти создавать инфраструктуру для формирования рынка услуг беспилотников. С 2026 года участие в рейтинге станет обязательным для всех регионов. Впрочем, заверила Алла Половченя, министерство будет оказывать полную поддержку в этом вопросе.

Одним из важных элементов этой инфраструктуры являются научно-производственные центры (НПЦ) БАС. По словам директора Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России Михаила Лабудина, в России работает уже 27 таких НПЦ. Резидентство в них позволяет производителям претендовать в том числе на гранты, льготные кредиты и снижение страховых взносов. Начальник управления развития промышленности и агропромышленного комплекса при Комитете по промышленности и торговле правительства Санкт-Петербурга Даниил Кузьмин сообщил о положении дел в Петербурге. Здесь также существует НПЦ БАС, в котором уже 73 резидента. Центр действует на базе Технопарка Санкт-Петербурга и располагает инжиниринговым центром, химической лабораторией, центром прототипирования, летно-испытательными полигонами и так далее.

Производители БАС в своих выступлениях обозначали проблемы, существующие в отрасли и перспективные направления работы. Директор департамента услуг ГК «Геоскан» Илья Демко назвал основными проблемами нормативную базу и закрытие воздушного пространства во многих регионах. Это, по его словам, ведет к тому, что почти все заказчики и самих БПЛА, и услуг сегодня государственные; коммерческие компании не приобретают дроны, так как летать им нельзя. Это сильно сокращает рынок. Участники дискуссии также напомнили о том, что в ряде регионов работе агродронов мешают работающие станции РЭБ, из-за чего их фактически невозможно использовать.

Генеральный директор Фонда НТИ Вадим Медведев обратил внимание на то, что необходимо технологии, которые позволят управлять большим количеством дронов одновременно, безопасно и  эффективно. Вадим Медведев выразил надежду, что в небо с каждым днем будет подниматься все больше этих умных изделий. 

подписаться на новости форума