Перспективы развития производства изделий из композитных материалов и импортозамещение в этом сегменте обсудили участники пленарного заседания «Российская композитная отрасль в современных условиях — стратегические направления развития».
В сегменте композитных материалов в Петербурге активно работает Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ). Предприятие производит пассажирские катамараны «Грифон» проекта 23290 из углепластика. Эти суда используются на туристических маршрутах в Петербурге. Кроме того, СНСЗ участвовал в строительстве научно-исследовательского судна «Пионер-М». Также в России есть предприятия, которые производят из композитов мосты и пролеты для мостов, шлемы, беспилотные аппараты и другие изделия, сообщил исполнительный директор Композитного Кластера Санкт-Петербурга Вадим Зазимко.
Другие участники сессии подробно остановились на сложностях, с которыми сталкиваются производители изделий из композитных материалов. Как отметил исполнительный директор Союза производителей композитов Сергей Ветохин, российская отрасль зависит от импортных компонентов. «Причем зависимость не снижается, она просто меняется. Европейские, японские материалы заменяются китайскими, иранскими и турецкими, зачастую непонятного качества», — сетует он. Кроме того, российского оборудования для производства изделий из композитов тоже нет, добавил Сергей Ветохин.
Вторая проблема — это пробелы в подготовке специалистов. «Среднее специальное образование в нашем сегменте уже есть. Учебные заведения уже готовят техников и технологов по производству изделий из полимерных композитов», — отметил Сергей Ветохин. Однако специалистов с высшим образованием не хватает, как и вузов, которые их обучают. «Мы предлагаем выделить отдельное направление и разработать для него государственный образовательный стандарт для подготовки полноценного инженера-«композитчика». Этот вопрос еще не решен», — пояснил он.
По словам генерального директора СНСЗ Владимира Середохо, композитной отрасли не хватает финансирования. «Нужно в рамках страны создать инструменты, которые позволят предприятиям получать длинные и дешевые деньги. Сейчас же, чтобы получить финансирование, мы тратим годы. И если так работать и дальше, мы не достигнем технологической независимости», — заключил он.
В свою очередь, представители федеральных ведомств готовы пойти навстречу производителям. Как заявил заместитель директора департамента металлургии и материалов Минпромторга Владислав Демидов, министерство намерено совместно с каждым регионом разработать локальные программы по развитию производства композитов, а потом на этой основе сделать унифицированный документ для всей отрасли. Как отметил Вадим Зазимко, единая федеральная программа по развитию отрасли необходима, потому что пока поддержка производства носит фрагментарный характер и полноценно не решает задачи продвижения композитной отрасли.