Новости

30 ноября 2023
Дистанционно и очно: что связывает вузы России и Латинской Америки

Опытом взаимодействия и сотрудничества университетов России и стран Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) поделились 29 ноября участники круглого стола «Возможности высшей школы Санкт-Петербурга в обучении студентов из стран Латинской Америки. Перспективы расширения сотрудничества в сфере высшего образования с привлечением потенциала латиноамериканских университетов». Он прошел в Экспофоруме в рамках конференции «Диалог Санкт-Петербург — Латинская Америка: квалифицированные кадры для сильной экономики» на XXVII Международном форуме-выставке «Российский промышленник».

«В Санкт-Петербурге обучаются студенты из Латинской Америки, но потенциал для увеличения их числа, безусловно, существует», — отметил Юрий Снисаренко, директор СПб ГАУ «Фонд поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности». Притоку учащихся из региона ЛАКБ способствуют дистанционные курсы русского языка СПбГУ в Латинской Америке, о которых рассказал Дмитрий Птюшкин, директор Центра языкового тестирования СПбГУ. «Часто ребята из Латинской Америки приезжают в Россию, поступая по квотам не в столичные вузы, а в глубинке, где никто не знает их языка, а они не знают русского. Это мешает не только нормальному обучению, но и нормальной жизни в нашей стране», — говорит Дмитрий Птюшкин.

Чтобы нивелировать эту ситуацию, СПбГУ уже 2 года работает дистанционно в 12 странах Латинской Америки. При этом в Никарагуа и Венесуэле открыты онлайн-центры, которые дают базовые знания русского языка желающим поступить в российские вузы, а в Парагвае в прошлом году проводилось очное обучение.

«Это дает максимально мотивированным людям возможность получить бесплатно знания, чтобы качество обучения и жизни в нашей стране у них были выше», — объясняет Дмитрий Птюшкин, подчеркивая, что количество тестируемых и обучающихся русскому языку как в Латинской Америке, так и в мире выросло, несмотря на санкционное давление. «В будущем такие центры мы надеемся внедрить в очном формате», — говорит он.

Елизавета Куцубина, руководитель Центра по сотрудничеству со странами Латинской Америки и Карибского бассейна СПбГЭУ, рассказывает о том, что в Санкт-Петербургский государственный экономический университет ежегодно поступает более 1 тыс. иностранных студентов, в том числе из стран ЛАКБ, а среди российских студентов 300 учат испанский язык как второй родной, а 60 изучают Латинскую Америку, ее историю, экономику и политику. «Мы видим, что растет интерес не только к традиционным предметам нашего университета, но и к литературе, музыке, вторым языкам, и мы надеемся на увеличение числа программ, посвященных регионам Латинской Америки», — говорит Елизавета Куцубина.

Вячеслав Кафаров, профессор Университета Сантандер (Республика Колумбия), представил проект «КОРРИДА» — центр по сотрудничеству Колумбии и России в области энергетики, созданный по инициативе правительств двух стран 9 лет назад и проводящий совместные научные исследования с рядом университетов по созданию современных технологий для энергетического сектора.

Опытом подготовки кадров для медицины в своем вузе поделилась Наталия Королева, начальник отдела международных отношений СЗГМУ им. Мечникова. Среди 5 тыс. студентов этого университета насчитывается 500 иностранных, то есть 10%. «Нашей гордостью является то, что среди всех образовательных программ у нас имеется программа «Лечебное дело», которая преподается на английском языке, а сейчас запустили еще одну программу по стоматологии», — отмечает она.

Рикардо Идальго, Ректор Университета UTE (Universidad Tecnológica Equinoccial, Республика Эквадор) рассказал о подготовке медицинских кадров с использованием инновационных образовательных методик. «Мы считаем, что преподаватель должен способствовать распространению знаний, а не навязывать их. И если раньше мы говорили, что студенту должно выучить, то сейчас — о том, что ему важно познать неизвестное. Если учащиеся раньше смотрели на преподавателя как на хозяина аудитории, которому нужно подчиняться, то сейчас мы учим их самих искать истину с помощью преподавателя, считая лучшим преподавателем того, кто может стимулировать студентов к самостоятельному комплексному обучению», — объясняет он.

250 лет назад Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II был создан как первый технический университет в России. Сегодня, как рассказывает Валерия Эстефания Кирос Кабасканго, официальный представитель Санкт-Петербургского горного университета в странах ЛАКБ, в нем обучается множество студентов из Латинской Америки как по кратким программам (зимние и летние школы, онлайн и не только), так и по долгосрочным: группа латиноамериканских студентов учится по специальности «Инженерное дело», и часть студентов остается в аспирантуре. «Сейчас Горный университет нацелен на создание первой сети университетов ЛАКБ, которая была бы сфокусирована на подготовке студентов к горному делу», — с гордостью говорит Валерия Эстефания Кирос Кабасканго.

В Университете ИТМО в 2020 году обучались 37 студентов из 11 стран Латинской Америки, а в этом — уже 80. Чтобы заинтересовать абитуриентов, этот вуз активно развивает социальные сети на испанском языке, с ноября по июль проводит дни открытых дверей для иностранных студентов, а с 2023 года открыл бесплатную онлайн-школу на испанском и английском языках. Кроме того, как рассказывает Алексей Лизунов, помощник первого проректора Университета ИТМО, Институт международного развития и партнерства, для привлечения иностранных студентов вуз в скором времени будет представлять свой университет и рассказывать о России в целом на колумбийском радио.

подписаться на новости форума