Новости

1 ноября 2025
Международные бизнес-переговоры: студенческие команды отработали реальные экспортные контракты на турнире в ГУАП

Масштабные международные бизнес-переговоры в рамках Форума-выставки «Российский промышленник – 2025» превратились в формат обучающего студенческого турнира. Мероприятие, где реальные экспортные кейсы стали учебными, объединило 14 команд из ведущих университетов России.

Ключевой принцип соревнования, который представил участникам Матвей Медведев, заместитель генерального директора Санкт-Петербургского центра поддержки экспорта, заключался в ориентации на взаимовыгодный результат. «В переговорном поединке сложно победить, но можно договориться. Победа команды — это успешные действия, направленные на исход win-win», — подчеркнул он. Турнир был построен на детально проработанных кейсах, основанных на реальных ситуациях из международной практики.

Кроме команды вуза-организатора, то есть Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП), участие в турнире приняли команды Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ), Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I (ПГУПС), Северо-Западного института управления РАНХиГС, Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), Международного банковского института имени Анатолия Собчака (МБИ), Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ), Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова (ЯрГУ), Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), Московского государственного института международных отношений МИД России (МГИМО), Российского университета дружбы народов (РУДН), Санкт-Петербургского горного университета, Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова (ГУМРФ) и Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (ВМедА).

Уникальность турнира заключалась в том, что студенты работали не с учебными, а с реальными кейсами, предоставленными экспортным сообществом. Участникам предстояло провести переговоры по заключению контракта на поставку сафлорового масла между компанией из Татарстана и индийским дистрибьютором. Кейс дословно воспроизводил актуальные коммерческие условия, с которыми сталкиваются российские компании при выходе на рынок Южной Азии.

Еще одним примером реальной задачи стал кейс по выводу на рынок Монголии продукции тюменской компании, производящей каши быстрого приготовления с суперфудами. Студентам предстояло найти баланс между стремлением российской стороны сохранить премиальное позиционирование бренда и требованием монгольского дистрибьютора адаптировать продукт под местные вкусы, например, создав кашу с верблюжьим молоком, и договориться о совместных инвестициях в маркетинг.

Методологическую основу турнира прокомментировала Светлана Балакирева, к.э.н., руководитель Школы переговоров ВАВТ. «Наша школа уже 5 лет готовит специалистов в области ВЭД через прокачку переговорных навыков. Такие мероприятия очень развивают эти компетенции», — отметила она. Эксперт подчеркнула, что ведение профессионального диалога с иностранным партнером требует не только теоретических знаний, но и практического опыта, который студенты получили в ходе турнира.

По итогам интенсивных переговорных раундов были определены команды-победители: ВМедА, МГИМО, РАНХиГС, СПбПУ.

Однако главным итогом мероприятия стала не победа отдельных вузов, а качественный скачок в подготовке будущих специалистов по внешнеэкономической деятельности. Участники получили бесценный опыт работы с реальными контрактами и прямую обратную связь от практикующих экспертов. Соединение академических знаний с реальными бизнес-кейсами создает эффективную образовательную среду, способствующую достижению целей по увеличению несырьевого неэнергетического экспорта России.

подписаться на новости форума