Серия мероприятий, посвященная проекту «Передовые инженерные школы» (ПИШ) состоялась 29 ноября в Санкт-Петербурге на Международном форуме-выставке «Российский промышленник» прошла их организатором выступил Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».
Фактически на мероприятии произошел настоящий смотр передовых инженерных школ. Представители вузов – участников проекта провели презентации своих школ и можно было увидеть, как в России, в ее лучших университетах возникает новый, прогрессивный формат инженерного образования, предполагающий тесное взаимодействие с индустриальными партнерами, участие студентов в реальных инженерных проектах, присутствие учащихся в цехах и лабораториях высокотехнологичных компаний, их работу в междисциплинарных и межфункциональных командах.
Благодаря ПИШ студентам и сотрудникам университетов выпадает возможность участвовать в решении очень интересных задач, которые специалисты часто называют фронтирными. Например, в Казанском федеральном университете совместно с КАМАЗом студенты заняты конструированием «коботов» – так называемых «коллаборативных роботов», которые работают только в паре с человеком и в отличие от больших автоматизированных линий подходят для небольших производственных компаний. А в Самарском университете им. С.П. Королева пытаются добиться интенсификации производственных процессов на предприятиях Роскосмоса и Объединенной двигателестроительной корпорации.
Как правило, в проектах ПИШ задействованы студенты магистратуры, но иногда в них вовлекают и первокурсников, а в Нижегородском госуниверситете им. Р.Е. Алексеева создали образовательную платформу, которая предполагает дополнительное образование также для дошкольников и школьников.
Иногда инженерная школа может сама стать источником нового бизнеса, во всяком случае в Российском химико-технологическом университете им. Д.И. Менделеева обещают наладить работу в форме стартап-студии, которая будет выпускать на рынок студенческие (или предполагающие участие студентов) проекты в сфере импортозамещения.
После презентаций отдельных школ прошла панельная сессия «Передовая инженерная школа: особенности подготовки инженерной элиты», на которой эксперты постарались выяснить, как именно должно быть перестроено современное инженерное образование. Директор Центра предпринимательства и инноваций Сколтеха Илья Дубинский сказал, что во всем мире сегодня сложилось мнение: инженерное образование надо менять. MIT шесть лет назад полностью «пересобрал» свою систему подготовки инженеров и сейчас готовится к новой реформе.
Что же нужно? Нужны выпускники, которые получили опыт полезной инновационной и исследовательской деятельности еще в годы студенчества и при этом умели работать в кросс-функциональных командах, где нужно общаться с представителями других профессий.
Нужно, чтобы исследовательская деятельность была переориентирована с «процессного» на «проектный» формат – чтобы вместо исследований ради исследований была работа ради достижения полезного результата.
Нужна экосистема, связывающая школу и индустрию.
Нужно сетевое образование, когда в одних проектах участвуют разные университеты.
Нужен доступ к редким, дорогостоящим IT-ресурсам.
И стоит отметить, что если судить по прошедшим перед панельной сессией презентациям, то в рамках проекта ПИШ уже отрабатываются многие элементы указанного Ильей Дубинским «идеального инженерного образования».
Ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко в своем выступлении отметил, что сегодня не существует того золотого стандарта, на который можно было бы ориентироваться при реформировании инженерного образования. Однако в России есть многовековая традиция такого образования, есть «техносферные университеты», есть дети, которые по своей подготовке не уступают зарубежным сверстникам, и – что особенно важно – у партнеров есть фронтирные задачи, поскольку передовые инженерные школы нужны только тем, кто четко нацелился и стремится стать лидером.
В то же время Владимир Шевченко подчеркнул, что у современного инженерного образования есть четыре серьезные проблемы. Во-первых, те, кто готовятся стать инженером, часто не имеют представления о системном инжиниринге. Во-вторых, за пределами их кругозора иногда остаются представления о цифровом инжиниринге. В-третьих, к числу «дефицитных знаний» может также относиться понимание экономической рамки, в которой происходят инженерные разработки. Наконец, в дефиците бывает гуманитарное измерение инженерии, которое, в частности, включает в себя такие вопросы, как красота и дизайн изделий. По словам Владимира Шевченко, многие всемирно известные корпорации смогли продвинуться не в последнюю очередь за счет именно красоты их продукции. Ситуацию же в России в этой сфере ректор НИЯУ МИФИ охарактеризовал как «колоссальный провал».
Выступавший на сессии последним проректор по цифровой трансформации Санкт-Петербургского политехнического университета Алексей Боровков отметил, что концентрация усилий на подготовку инженеров, способных к исследовательской работе и созданию инноваций, не является задачей всего инженерного образования, речь идет только об «инженерном спецназе», который будет включать в себя, может быть, 2% будущих инженеров, но именно их подготовка требует больших ресурсов: для 20 магистрантов нужен бюджет НИОКР порядка 100 млн рублей.
Владимир Шевченко также сообщил, что в будущем году предстоит создание «белой книги», в которой будут собраны все лучшие практики, выработанные в ходе реализации проекта «Передовые инженерные школы». Также в будущем году в рамках ПИШ планируется организация мобильности студентов – чтобы познакомить их с особенностями разных школ.
НИЯУ МИФИ является одним из операторов проекта «Передовые инженерные школы», отвечающим за методическое и методологическое сопровождение проекта. В этом году в НИЯУ МИФИ создан Методический центр «Передовые инженерные школы», и.о. руководителя которого назначен профессор Георгий Тихомиров.