Главная

29–31
октября
2025
Санкт-Петербург
EXPOFORUM

Павильон F
Санкт-Петербург
EXPOFORUM

Павильон F

международный форум-выставка российский промышленник

более
14 000
посетителей

 

12 000 м2
площадь

экспозиции

 

350+
компаний
экспонентов
более
100
деловых мероприятий
различного формата
более
2000
 переговоров
на Бирже деловых контактов
о проекте
Форум Лидеров: Вместе определяем будущее промышленного развития!

Международный форум-выставка «Российский промышленник» – федеральная площадка, объединяющая руководителей предприятий, компаний и объединений ведущих отраслей промышленности для взаимодействия с государством, технологическими компаниями, финансовым сектором, научными организациями и институтами, малым и средним бизнесом, международными партнёрами.

Форум-выставка проходит при поддержке Правительства Российской Федерации по Поручению Первого Заместителя Председателя Правительства Дениса Валентиновича Мантурова (МД-П9-20808 от 7 июня 2025 года).

Совместно с Российским промышленником пройдет Международный Муниципальный Форум БРИКС. Мероприятие проходит при поддержке Администрации Президента, МИД России, а также Россотрудничества. Организатор — Правительство Москвы. Подробнее о ММФ БРИКС и совместных треках.

Cоорганизаторы

приветствия участников
Михаил Владимирович Мишустин
Председатель Правительства Российской Федерации

Уважаемые друзья!

Приветствую вас на Международном форуме-выставке «Российский промышленник».

За эти десятилетия масштабное межотраслевое событие доказало свою востребованность и эффективность, стало уникальным пространством, где эксперты, представители корпораций и ведущих предприятий, науки и образования, органов власти, делегаты стран БРИКС и дружественных государств могут обсудить актуальные темы, обменяться опытом и передовыми практиками, заключить партнерские соглашения.

Достижение технологического суверенитета — одна из приоритетных задач, поставленных Президентом. Отечественная промышленность, несмотря на существующие вызовы, демонстрирует устойчивый рост. Создаются и внедряются инновации, расширяются компетенции в высокотехнологичных областях, укрепляется производственный и интеллектуальный потенциал, повышается конкурентоспособность и обороноспособность страны.

И это — результат слаженной работы тысяч квалифицированных специалистов, от которых зависит успешная реализация национальных проектов. Благодаря вашим профессиональным знаниям, ответственности, целеустремленности и преданности делу генерируются новые идеи, совершаются технологические прорывы в ключевых отраслях.

Уверен, что многие совместные решения и инициативы найдут практическое воплощение, придадут импульс экономическому развитию, деловым связям, международному сотрудничеству.

С уважением,

М. Мишустин

Александр Николаевич Шохин
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей

От имени Российского союза промышленников и предпринимателей приветствую вас на XXIX Международном форуме-выставке «Российский промышленник»!

Форум, традиционно организуемый РСПП, Минпромторгом и Правительством Санкт-Петербурга, зарекомендовал себя как передовая площадка для диалога между промышленниками и властью, обеспечения технологического суверенитета и налаживания промышленной кооперации.

В этом году основной темой Форума, который объединит более 20 тысяч участников из 35 стран, станет индустриализация как фундамент национальных проектов. Также Форум проходит в год празднования 120-летия Министерства промышленности и торговли, объединяя прошлое, настоящее и будущее промышленного развития России.

До 2030 года на реализацию проектов технологического лидерства государством будет направлено порядка 3 трлн рублей. Кроме государственного финансирования, для воплощения поставленных целей необходим целый комплекс мер, которые мы и планируем обсудить в рамках деловой программы Форума. В ней нашли отражение темы реализации нацпроектов обеспечения технологического лидерства, включая роботизацию и автоматизацию; вопросы импортозамещения и промбезопасности; проблематика преодоления дефицита кадров.

Уверен, «Российский промышленник- 2025» станет вехой в расширении кооперации в отрасли, поможет углубить конструктивный диалог между государственными ведомствами, ведущими предприятиями и экспертными кругами.

Желаю вам интересной и плодотворной работы!

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей

Александр Николаевич Шохин

Александр Дмитриевич Беглов
губернатор Санкт-Петербурга

Уважаемые друзья!

 Рад приветствовать участников XXIX Международного форума-выставки «Российский промышленник»!

Это одно из ключевых деловых событий нашего города и страны, объединяющее ведущих специалистов и руководителей крупных компаний, представителей науки, общественности и органов власти из более чем 42 регионов России и 35 стран мира.

Северная столица по праву занимает лидерские позиции в отечественной индустрии. Благодаря системной поддержке важной сферы, приоритетным федеральным и региональным программам, темпы роста петербургского машиностроения за 8 месяцев 2025 года в два раза превышают общероссийские. В производственной сфере Северной столицы работают более 860 крупных и средних предприятий, трудятся более 440 тысяч человек.

Петербург вносит серьёзный вклад в решение поставленных Президентом России задач по достижению технологического суверенитета государства. Ставка на импортозамещение полностью отвечает интересам города и страны. Строительство мощных ледоколов и газовых турбин, выпуск энергоблоков для атомных станций, уникальных лекарственных препаратов – наша инновационная продукция не имеет аналогов в мире.

Вам предстоит выработать конкретные решения и рекомендации, направленные на реализацию национальных проектов, связанных с развитием современной российской промышленности.

Желаю плодотворной работы, полезных встреч и новых достижений!

Губернатор Санкт-Петербурга

Александр Дмитриевич Беглов

Анатолий Александрович Турчак
Президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга

Рад приветствовать вас от имени Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга!

В ближайшие годы национальные проекты будут являться важным инструментом развития России. Выставочная часть и деловая программа форума дает хорошую возможность для демонстрации достижений производственных компаний и обмена мнениями между представителями промышленных кругов, органов власти, образования и науки в рамках ключевой темы форума — «Индустриализация как фундамент национальных проектов».

Уверен, площадка форума станет для вас источником ценных знаний, новых идей и вдохновения, мероприятием, на котором вы сможете обогатить свой опыт благодаря общению с коллегами из разных регионов и стран, найти партнеров для совместных проектов.

Желаю всем участникам форума-выставки «Российский промышленник – 2025» интересных встреч и плодотворного общения, достижения намеченных целей, профессиональных успехов и всего самого доброго!

Президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга

Анатолий Александрович Турчак

почему нельзя пропустить
Новые
деловые
контакты
Презентация новейших
технологий
и оборудования
Знакомство с трендами
в производстве
и автоматизации
процессов
Более 500 спикеров деловой программы
Выход на новые рынки
РАСШИРЬТЕ ВОЗМОЖНОСТИ СВОЕЙ КОМПАНИИ
Форум-выставка «Российский промышленник» – это идеальная рабочая площадка для деловых встреч, обмена опытом и заключения контрактов. Это событие для профессионалов и экспертов, от которых зависит развитие страны, промышленной политики и, как следствие, реализация национальных целей развития.
Архитектура форума
Архитектура форума
Официаль­ная програм­ма
  • Пленарное заседание
  • Сессии и круглые столы
  • Заседания Комиссии и Комитетов РСПП
  • Мероприятия Минпромторга России и Санкт-Петербурга, партнёров, отраслевых союзов и объединений
Деловая программа

Конгрессная программа

Выставочная программа

Церемо­нии и сог­ла­ше­ния

Главная v2

Промышленный туризм

Главная v2

Культурная программа

Главная v2

Деловая программа
Официальная программа
  • Открытие Международного форума-выставки «Российский промышленник»
  • Обход выставки почётными гостями и делегациями
  • Пленарное заседание форума «Российский промышленник»

Ключевые треки

  • Технологическое лидерство
  • Кадровый потенциал
  • Межотраслевое сотрудничество
  • Санкт-Петербург – промышленная столица
  • Международное сотрудничество и экспорт
  • Форум «Комплексная безопасность промышленных объектов»
Конгрессная программа
  • Гостиная губернаторов регионов России – участников Форума-выставки «Российский промышленник»
  • Центр деловых контактов – биржа контактов и индивидуальные переговоры
  • Центр закупок и конкурентных переговоров с ФОИВами, ФГУПами и корпорациями
  • «Биржа импортозамещения» — совместный проект Минпромторга России и ПАО «Газпромбанк»
  • Биржа субконтрактинга и аутсорсинга
  • Деловые завтраки, презентации
Выставочная программа
  • Промышленность и предпринимательство
  • Достижения промышленности и смежных отраслей
  • Ассоциации и объединения промышленного развития» и их коллективные экспозиции
  • Промышленность Санкт-Петербурга
  • Промышленная карта России и Мира
  • Комплексная безопасность промышленных и стратегических объектов
  • Объединяя прошлое, настоящее и будущее промышленного развития России
Церемонии и соглашения
  • Подписание соглашений
  • Награждение конкурса на соискание награды Правительства Санкт-Петербурга
  • Награждение победителей Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший сварщик 2025»
  • Награждение победителей ежегодных конкурсов «Лидер промышленности» и «Лидер высоких технологий»
  • Церемонии награждения конкурсов соорганизаторов и партнёров, отраслевых сообществ
  • «Российский промышленник» – награждение за лучшие представленные на выставке технологические решения
Промышленный туризм
  • Посещение предприятий Санкт- Петербурга, включая Особую экономическую зону Санкт- Петербурга и Ленинградской области, делегациями, сформированными из участников Форума
  • Проведение презентаций и деловых переговоров на предприятиях Санкт- Петербурга и Ленинградской области для делегаций регионов и стран- участников
  • Посещение лабораторий, в том числе «БПК», Кировский завод, «Точка кипения» и др.
Культурная программа
  • Неформальные и культурные мероприятия организаторов и партнёров Форума
  • Индивидуальное и групповое посещение музеев, театров и выставок Санкт-Петербурга
ВНИМАНИЕ! В программе форума возможны изменения и дополнения
ключевые лица проекта
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей, Председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям
Шохин Александр Николаевич
Первый Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Мантуров Денис Валентинович
Министр промышленности и торговли Российской Федерации
Алиханов Антон Андреевич
Губернатор Санкт-Петербурга
Беглов Александр Дмитриевич
Вице-губернатор Санкт-Петербурга
Поляков Кирилл Валентинович
ВРИО Председателя Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт‑Петербурга
Ситов Александр Николаевич
Член Правления РСПП, Президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, Президент - генеральный конструктор ХК «Ленинец»
Турчак Анатолий Александрович
Член Правления РСПП, председатель Комиссии по выставочной и конгрессной деятельности, президент Российского Союза выставок и ярмарок, генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл»
Воронков Сергей Георгиевич
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике
Кравченко Денис Борисович
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по контролю, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Романов Михаил Валентинович
Член Правления РСПП, Вице-президент РСПП – Управляющий директор Управления финансовой политики и финансовых рынков, Сопредседатель Комиссии по банкам и банковской деятельности
Мурычёв Александр Васильевич
Государственный секретарь Союзного государства
Мезенцев Дмитрий Фёдорович
Вице-президент-Управляющий директор Управления экономической политики и конкурентоспособности РСПП
Глухова Мария Николаевна
Академик Российской Академии Наук, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, профессор
Рудской Андрей Иванович
Проректор по цифровой трансформации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого
Боровков Алексей Иванович
Соорганизаторы и партнёры Форума
Брелок полезностей
Откройте для себя все возможности проекта и сделайте своё участие максимально эффективным
Новости форума
31 октября 2025 16:15

Министр промышленности и торговли Антон Алиханов на полях Международного форума-выставки «Российский промышленник» в Экспофоруме встретился с  20 региональными министрами промышленности.

Ежегодно в рамках  Международного форума-выставки «Российский промышленник» проходит завтрак региональных министров промышленности, организованный Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга.

В честном диалоге министры обсудили самые острые проблемы, которые сейчас стоят перед отечественной промышленностью, тенденции, драйверы роста, а также возможные сценарии развития отрасли. Антон Алиханов подчеркнул крайнюю степень важности такого формата взаимодействия. Здесь делятся опытом и берут на вооружение лучшие региональные практики.

Министр отметил успехи Санкт-Петербурга, вошедшего в тройку лидеров рейтинга промышленного развития, наряду с Татарстаном и Нижним Новгородом. Он призвал все регионы активнее капитализировать фонды развития промышленности, ориентируясь на опыт Петербурга.

Александр Ситов рассказал о том, что Петербург сейчас сфокусирован на развитии технологического предпринимательства, которое рождается на стыке науки, технологий и промышленности.

«Некоторые компании мы сопровождаем в ручном режиме. Готовы предоставлять высокотехнологичным предприятиям уже подготовленную технологическую инфраструктуру. У нас есть опыт запуска заводов на территории ОЭЗ за 1 год. Петербург перешел в парадигму, что промышленность — это один из важнейших приоритетов развития города. Стоит отметить, что это заслуга Губернатора Петербурга Александра Беглова», – отметил глава КППИТ.

Министр промышленности и торговли Антон Алиханов обозначил ключевые цели отрасли, стоящие перед страной: рост обрабатывающей промышленности на 40% к 2030 году и увеличение темпов роботизации. Он подчеркнул:

«Мы должны войти в топ-25 стран по роботизации… В следующем году мы готовы предоставить предприятиям субсидии на закупку роботов общим объемом более 4 млрд рублей».

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Кирилл Поляков особо подчеркнул статус города как ведущего промышленного центра страны. Он отметил успешное возрождение автопрома:

«У нас сейчас достаточно активно начал возрождаться автопром, автозавод Санкт-Петербург, который в партнерстве с АвтоВазом запустил производство автомобилей «Искра».

Важнейшим достижением Поляков назвал создание эффективной модели межрегиональной кооперации, ярким примером которой стало сотрудничество с Беларусью.

Председатель Комитета по промышленной политике Александр Ситов выделил ключевые приоритеты Санкт-Петербурга: судостроение, инструментальную отрасль и робототехнику. Среди успешных кейсов — проект с компанией «Вириал», для которой в 2027 году будет построен новый корпус. Особое внимание уделяется интеграции науки и производства через объединение льгот ОЭЗ и НТЦ, а также новым проектам – Центру «Сириус» и отраслевым кластерам.

На «Промышленном завтраке» были определены основные сдерживающие факторы для развития промышленности в регионах. По общему мнению региональных министров, основными барьерами являются высокая ключевая ставка ЦБ, дефицит квалифицированных кадров и отсутствие технологического задела, связанного с недостаточными инвестициями в НИОКР.

Особое внимание было уделено общероссийской проблеме нехватки кадров и путям её решения, в том числе через практику трудоустройства и адаптации участников СВО.

Заместитель министра промышленности и торговли Донецкой Народной Республики Наталья Козина поделилась опытом интеграции защитников Донбасса в промышленность:

«Кадровые резервы формируются из наших героев… они проходят практику на предприятиях, в министерствах и ведомствах».  

Денис Гурков, министр промышленности и торговли Самарской области, выделил кадровый дефицит как одну из основных трудностей. Для решения этих задач спикеры предложили концентрироваться на ускоренной автоматизации и развитии собственных технологий.

Председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Александр Ситов рассказал о создании инженерных классов:

«Школьники вовлекаются в рабочий процесс и уже производят опытные партии продукции, которые используются нашими промышленными предприятиями».

Министр промышленности и торговли Республики Карелия Светлана Астахова предложила создавать профильные центры компетенций на предприятиях и разработать ускоренные программы переобучения.

Евгения Шелюк, министр экономического развития и промышленности Архангельской области, отметила зависимость от импорта и сложную логистику в своем регионе.

Сергей Хлызов, министр промышленности и транспорта Воронежской области, указал на медленные темпы модернизации предприятий.

Особое внимание было уделено инструментам государственной поддержки, доступным промышленным предприятиям.

Участники отметили, что региональные продукты льготного финансирования помогают предприятиям обновлять оборудование и внедрять новые технологии. В Самарской области, например, предоставляются целевые займы на роботизацию под 3-4%, а программа «Самарский продукт» поддерживает локальных производителей оборудования.

В ходе дискуссии о перспективах промышленного развития участники «Промышленного завтрака» обозначили ключевые направления работы. Было отмечено, что модернизация фондов развития промышленности позволит расширить поддержку предприятий. Для решения кадрового вопроса предлагается разработать ускоренные программы переподготовки совместно с учебными заведениями, а также рассмотреть возможность предоставления льготной ипотеки для привлечения инженерных специалистов.

Антон Алиханов, завершая встречу, заявил, что Россия нуждается в скорейшем прорыве в области роботизации для повышения производительности труда. Министр привел данные, в оборонно-промышленном комплексе роботизация позволила удешевить некоторые товары примерно на 30%.

31 октября 2025 13:40

В рамках международного форума-выставки «Российский промышленник» в Экпсофоруме прошел круглый стол «Технологическое наставничество молодежи: новые форматы подготовки кадров для суверенного развития России». Мероприятие, организованное Ассоциацией центров и специалистов поддержки технологий и инноваций и Фондом «Центр международного сотрудничества «Кадуцей», объединило ведущих экспертов в области образования, промышленности и интеллектуальной собственности для выработки решений по подготовке инженерно-технических кадров.

В фокусе дискуссии были вызовы, стоящие перед системой подготовки кадров в условиях импортозамещения и обеспечения технологического суверенитета страны. Участники выделили ключевую роль оборонно-промышленного комплекса (ОПК) как драйвера развития новых форматов наставничества по схеме «школа – вуз – производство».

Ключевые тезисы дискуссии:

  • Будущие компетенции. Эксперты сошлись во мнении, что для укрепления обороноспособности в 2026-2030 гг. критически важны будут не только узкоспециальные инженерные знания, но и навыки проектной работы, изобретательства и управления интеллектуальной собственностью.
  • Роль бизнеса и государства. В качестве эффективных мер поддержки корпоративных школ наставников были предложены налоговые льготы и целевые гранты. Подчеркивалась необходимость создания единой платформы для взаимодействия между образовательными учреждениями, научно-образовательными центрами (НОЦ) и промышленными предприятиями.
  • Цифровизация в обучении. Участники обсудили границы цифровизации: ИИ-ассистенты не смогут заменить живого наставника, но эффективно дополнят его. Особый интерес вызвала тема использования цифровых двойников для обучения работе с закрытыми технологиями без риска раскрытия секретных данных.
  • Удержание талантов в регионах. Важным аспектом стало обсуждение мотивации молодых специалистов для работы в промышленных кластерах Урала, Сибири и Дальнего Востока через развитие системы регионального наставничества и создание комфортной социальной и профессиональной среды.
  • Семья как основа кадрового резерва. Отдельно была затронута тема раннего выявления инженерных талантов. Спикеры отметили важность вовлечения наставников в процесс и популяризации инженерных классов.

«Сегодня как никогда важно выстроить непрерывную траекторию профессионального роста — от школьной скамьи до сложнейших производственных задач на предприятиях ОПК. Наставничество становится тем связующим звеном, которое позволяет передать уникальный опыт и воспитать новое поколение инженеров, способных отвечать на вызовы времени», — отметил модератор дискуссии Андрей Николаев, директор Центра развития института интеллектуальной собственности Университета ИТМО.

В работе круглого стола приняли участие представители ФИПС, Роспатента, МГУ им. Н.П. Огарева, Томского политехнического университета, Военного университета им. Александра Невского, Университета ИТМО, Санкт-Петербургского горного университета, АО «НПП «Полет», АО «НПК «Уралвагонзавод» и других ведущих вузов и компаний.

Мероприятие показало высокую заинтересованность профессионального сообщества в консолидации усилий для создания эффективной национальной системы технологического наставничества, от которой зависит будущее промышленности и технологический суверенитет России.

31 октября 2025 13:39

Особенности работы на зарубежных рынках обсудили лидеры Ассоциации экспортеров и импортеров на сессии «Новые вызовы и возможности в экспортно-импортных поставках и перспективы международной кооперации со странами Ближнего Востока, Индии и Египта», прошедшей в рамках Международного форума-выставки «Российский промышленник».

Проблемы часто являются хорошим стимулом для шага вперед, для поиска новых возможностей, что и доказывает опыт коллег, которые ведут постоянный бизнес с зарубежными странами, отметила Ирина Заседатель, Вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров, член ЭКС, координатор постоянной комиссии по вопросам соблюдения запретов и ограничений и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России, основатель ООО «Камертон+».

Сегодня основными торговыми партнерами России, кроме Китая, являются именно страны Ближнего Востока, включающие Саудовскую Аравию, ОАЭ и Ирак, а также Индию и Египет. Все они очень хорошо относятся к нашей стране и заинтересованы в работе с нами. Эксперты видят в этом большое преимущество для российских компаний.

«Там создают комфортные условия для работы с иностранным бизнесом, ведется работа по открытию саудовских банков в РФ, а в Эмиратах проводятся крупнейшие выставки в мире, через которые можно выходить на рынок Дубая и найти клиента из любой точки мира», — подчеркивает Кристина Танцюра, управляющий партнер SKY Consulting Group, председатель Комитета Ассоциации экспортеров и импортеров по работе с ОАЭ и странам Персидского залива, директор московского офиса EurAsia Gulf, входит в топ-50 женщин предпринимательниц Дубая, топ-100 Entrepreneurial Excellence Awards 2025.

Но, говорит она, наши предприниматели, начиная работать с этим рынком и не изучив его правил, из раза в раз совершают одни и те же ошибки. Между российской и арабской системами управления бизнесом существует огромная разница, основанная как на культурных и социальных принципах обществ двух стран, так и на разной деловой практике и разной подготовке управленческих кадров.

Ошибки могут быть разными: от экономии на регистрации, персонале или маркетинге (а в ОАЭ экономить ни в коем случае нельзя!) до опоздания на встречу и решительного начала разговора.

«Не опаздывайте, но и не приходите раньше времени. А первые 15 минут не проводится никаких бизнес-обсуждений — только разговоры о природе, погоде и настроении», — рассказывает Кристина Танцюра.

Она подчеркивает, что Эмираты планируют на 30–50 лет и никуда не торопятся. В этой стране, как и на всем Ближнем Востоке, нужно планировать на долгосрочную перспективу, никуда не торопиться и никогда не торопить партнеров.

Ирак — рынок, для многих незнакомый, в отношении которого есть стереотипы, но они, считают эксперты, не соответствуют действительности. «Страна серьезно развивается, перенимает западные технологии, при этом там нет собственного производства, что является преимуществом для российских компаний: это производство можно развивать», — рассказывает Юлия Куварзина, председатель комитета по работе с Ираком Ассоциации экспортеров и импортеров, генеральный директор ООО «Аль Райед Экспорт».

Эта страна также имеет свою специфику: она делится на два региона — курдский и арабский. И, открывая бизнес, на каждый регион нужно делать отдельный сертификат.

«Но с Россией там будут работать с удовольствием, потому что питают к нам несомненную любовь», — говорит Юлия Куварзина.

Очень любят русских и всё русское и в Индии. «Это один из наших глобальных партнеров, но из-за особенностей менталитета работать с индийцами тяжело. Однако можно», — улыбается Ольга Куликова, председатель комитета по работе с Индией Ассоциации экспортеров и импортеров, бизнес-посол общественной организации «Деловая Россия» в Индии.

Индийцы очень интересуются российскими технологиями, и, как рассказывает Ольга Куликова, для сближения наших стран создан центр «Технологии без границ» — платформа, объединяющая государственные институты, научные центры и бизнес России и Индии. Она является своеобразным мостом между российскими разработками и индийским рынком для формирования совместных предприятий, внедрения технологий и международного сотрудничества.

«Пока этот поезд едет медленно, но скоро он превратится в «Сапсан», — ненавязчиво предупреждает Ольга Куликова.

В Африке ключевым партнером России является Египет. «Которому всё меньше хочется зависеть от западного диктата!» — говорит Никита Чернов, председатель комитета Ассоциации экспортеров и импортеров по работе с Африкой, представитель египетского холдинга Sadat Group в РФ, учредитель Торгового Дома «APE».

У египтян, рассказывает он, есть потребность в промышленном оборудовании, инфраструктурных проектах, энергетике, сельхозтехнике и уже созданы специальные экономические зоны с льготным налогообложением для производителей. В Египте хотят сотрудничать с российскими компаниями, но не в лоб: для этого нужен локальный партнер, который понимал бы особенности рынка, его риски и барьеры, которых немало — от финансовых рисков из-за санкций до расхождения в рабочих неделях.

«Египетская неделя начинается в воскресенье и заканчивается в четверг, и новички не раз попадали впросак, промахиваясь со встречами», — улыбается Никита Чернов.

«При экспорте и импорте между РФ и другими странами важно двигаться не самому, а при помощи проводника, например каких-то ассоциаций», — убежден Леонид Марковский, эксперт по ВЭД, международным транзакциям и финансовым инструментам, эксперт Российско-Китайской палаты, эксперт «Деловой России», партнер «Опоры России», член Ассоциации экспортеров и импортеров, совладелец группы компаний Nexus Extend.

«Вместо коллапса, который мы видели в 2022 году, мы теперь видим маршруты и хабы, через которые идут наши товары. Мы нашли множество решений работать с разными странами!» — сказала в заключении сессии Ирина Заседатель.

31 октября 2025 11:06

В рамках Международного форума-выставки «Российский промышленник», проходящего в эти дни в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум», состоялось совместное заседание Промышленного совета и Экспортного совета при губернаторе Санкт-Петербурга. Мероприятие объединило представителей Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга и петербургского Союза промышленников и предпринимателей, а также руководителей промышленных предприятий. Участники заседания рассмотрели итоги реализации Промышленной политики Санкт-Петербурга до 2025 года, а также обсудили принятие Промышленной политики Санкт-Петербурга до 2030 года.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Кирилл Поляков сделал акцент на том, насколько важно развивать экспортные возможности, особенно с учетом всех ограничений внутреннего рынка. Технологическое лидерство предполагает выход компаний на внешние рынки, это важно и с точки зрения демонстрации конкурентоспособности, и продвижения продуктов, и презентации инновационных решений. Сегодня Минпромторг России и все субъекты Российской Федерации активно поддерживают экспорт, а Санкт-Петербург был назван участниками встречи одним из самых успешных регионов с хорошими практиками.

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин подчеркнул: «Выходя на зарубежные рынки, надо иметь в виду: это не просто продажи товара, это и сервис, и локализация компонентной базы, это серьезные ресурсы. И когда российские компании инвестируют в такого рода проекты, очень важно, чтобы это не называлось выводом капитала, а было позитивно оценено как создание условий для расширения возможностей российского производства через экспорт и освоение зарубежных рынков». Также Александр Шохин отметил важность состоявшегося диалога:

«Сегодняшнее совместное заседание ценно тем, что экспортный потенциал в отрыве от промышленной политики рассматривать нельзя».

Заместитель директора Автономной некоммерческой организации «Центр по внешней торговле» при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации Дмитрий Ежов напомнил о том, насколько важно налаживать сотрудничество с дружественными странами в части импорта продукции, технологий и технологических решений: «Хороший опыт наработан в последние годы в сотрудничестве с Китаем. На мой взгляд, недоиспользован потенциал Индии, Ирана, Турции, Южной Африки, а также Бразилии и Перу».

Директор Департамента стратегического развития и корпоративной политики Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Матушанский поделился с участниками встречи статистическим показателями развития Санкт-Петербурга, который был и остается важным научно-промышленным центром страны.

«За последние 9 месяцев промышленность города прибавила 6,5%, и это выше, чем в среднем по стране. Этому, безусловно, содействуют и федеральные меры поддержки: за последние 3 года около 220 млрд рублей было направлено из федерального бюджета на поддержку петербургских предприятий; 56 проектов получили 30 млрд рублей по линии Фонда развития промышленности», — отметил он. Средства направляются на модернизацию производств, на освоение новых технологий, и в итоге они формируют прочную основу для развития региона. Ведется работа и по созданию инфраструктурных площадок: в городе работают шесть индустриальных парков, планируется открыть еще 11 промышленных кластеров, объединяющих более 280 участников. «Это показатель активной работы правительства города по созданию условий для развития промышленности», — подытожил Алексей Матушанский.

Председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Александр Ситов отметил, что начался новый пятилетний цикл развития Российской Федерации с новыми национальными целями.

«Наш город также развивается в ногу со временем. На прошлой неделе была представлена обновленная Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2035 года. Документ утвердил новую цель — достижение технологического лидерства и глобальной конкурентоспособности промышленности Санкт-Петербурга. Несмотря на то, что предыдущая политика действовала в сложных условиях распространения новой коронавирусной инфекции и беспрецедентного внешнего санкционного давления, были продемонстрированы достойные показатели», — сообщил Александр Ситов.

Объем инвестиций в обрабатывающие отрасли с 2021 по 2024 год вырос в 1,4 раза, со 100,4 млрд рублей; прогнозный показатель по 2025 году составляет 158 млрд рублей. Аналогичная ситуация со среднегодовым объемом отгруженной продукции отраслей обрабатывающей промышленности: при росте в 60% по отношению к 2021 году плановый показатель вырос почти вдвое и в 2025 году должен составить 7,2 трлн рублей. Самую хорошую динамику показали транспортное машиностроение и радиоэлектроника.

Генеральный директор ООО «НПК Морсвязьавтоматика» Андриан Правдин рассказал про ключевые моменты поддержки, без которых никакое развитие не стало бы возможным:

«Правительство Петербурга в 2024 году одобрило предоставление нашему предприятию земельного участка под первый в городе масштабный инвестиционный проект. В рамках соглашения нам был выделен земельный участок в Невском районе, где сейчас идет строительство нового цеха площадью 11 тыс. м2 для производства технологического оборудования. Помимо этого, от Фонда развития промышленности Петербурга мы получили финансирование на закупку современного производственного оборудования. Мы поддерживаем инициативу правительства Санкт-Петербурга в части актуализации промышленной политики до 2030 года».

С производственником согласен и представитель науки. Ректор Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Глеб Туричин поделился положительным впечатлением от планов и прогнозов развития промышленной политики Санкт-Петербурга до 2030 года:

«Я полагаю, что на ближайшее время это оптимальный план развития, и я предлагаю нам всем его одобрить и начать выполнять».

31 октября 2025 10:53

Формирование контуров новой индустриализации с точки зрения стратегии крайне необходимо для достижения технологического лидерства. Как должен трансформироваться промышленный сектор, чтобы Россия была наиболее развитой, обсудили представители органов власти, отраслевых ассоциаций и бизнеса в ходе экспертной дискуссии «Россия-2050: новая индустриализация как стратегическая система технологического лидерства», прошедшей в рамках Международного форума-выставки «Российский промышленник».

Тему для дискуссии задал Алексей Крыловский, руководитель Совета Стратегов и мозгового центра федерального партийного проекта «Выбирай своё» ВПП «Единая Россия», президент Группы компаний «АВ». В своем выступлении он рассказал о траектории промышленно-технологического развития страны до 2050 года с акцентом на формирование сообщества лидеров, способных действовать как архитекторы будущего. По расчетам спикера, для сохранения четвертого места в мире по ВВП по паритету покупательной способности необходим темп роста в 3,2%, тогда как для амбициозного сценария требуется рост на 5,8% в год. Практическим воплощением стратегии должны стать девять Национальных проектов технологического лидерства (НПТЛ), таких как «Средства производства и автоматизация» и «Беспилотные авиационные системы».

О практическом воплощении стратегических целей на местах рассказал в своем выступлении Денис Гурков, министр промышленности и торговли Самарской области. Он признал, что регионы во многом являются полноправными соавторами промышленно-технологической политики, формируя на своем уровне производственные цепочки, кадровые программы и инфраструктурные проекты. В качестве успешного примера такой работы спикер привел Самарскую область, которая является лидером в автомобилестроении, ракетостроении, химии и литиевой отрасли. Конкретные результаты новой индустриализации были проиллюстрированы примерами ведущих предприятий: на «АвтоВАЗе» сегодня работает около 1,3 тыс. промышленных роботов, а уровень автоматизации линии сварки достигает 85%. Параллельно в регионе реализуются проекты зеленой трансформации, такие как производство суверенных ветроэнергетических установок большой мощности.

Важным акцентом в дискуссии стали конкретные инициативы по улучшению делового климата. Артур Леер, вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров, указал на необходимость создания для предпринимателей режима одного окна с целью доступа к мерам господдержки по аналогии с МФЦ. Эта идея нашла живой отклик в аудитории, подчеркнув необходимость перехода от создания новых инструментов к их системной интеграции.

В дискуссии принял активное участие Сергей Морозов, первый заместитель председателя комитета по региональной политике и местному самоуправлению, заместитель руководителя фракции «Единая Россия» ГД РФ, координатор федерального проекта ВПП «Единая Россия» «Выбирай своё». Он акцентировал внимание на необходимость разработки детальных стратегических документов как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне бизнеса. Это позволит проработать детальные флагманские промышленно-технологические проекты и запустит новую спираль опережающего экономического роста.

Подводя итоги мероприятия, эксперты сошлись во мнении, что достижение технологического лидерства к 2050 году требует консолидации усилий на всех уровнях.

31 октября 2025 10:48

На Международном форуме-выставке «Российский промышленник» состоялась церемония подписания меморандума о сотрудничестве с Российским экологическим обществом (РЭО).

Со стороны РЭО документ подписал глава Общества, сопредседатель оргкомитета Санкт-Петербургского Международного экологического форума «Экология большого города» Рашид Исмаилов. Со стороны компании «ЭкспоФорум-Интернэшнл» – и. о. генерального директора Николай Козлов.

«Российское экологическое общество и «Экспофорум» связывают давние партнёрские отношения. РЭО – соорганизатор нашего проекта, Международного форума «Экология большого города». Подписание меморандума позволит получить дополнительные возможности и новые перспективы для Форума, привлечь новых участников и партнеров», – сказал Козлов.

РЭО – одна из самых авторитетных организаций в сфере охраны природы и экологической безопасности с представительствами в 72 регионах страны.

В 2026 году форум пройдёт с 24 по 26 марта 2026 года под новым названием Санкт-Петербургский Международный экологический форум «Экология большого города». В 2025 году в мероприятии приняли участие более 5000 специалистов из 69 регионов РФ и 12 зарубежных стран. Деловая программа включила 51 мероприятие. Выставка объединила 50 компаний из 10 регионов РФ.

30 октября на «Российском промышленнике» прошел Специализированный Форум «Промышленные экология».

31 октября 2025 10:45

Переход к многополярной финансовой архитектуре и поиск альтернативных моделей международного сотрудничества стали ключевыми темами Международного конгресса промышленников и предприниматели БРИКС, который состоялся в рамках Форума-выставки «Российский промышленник». Мероприятие Российского союза промышленников и предпринимателей объединило экспертов в области международных финансов, комплаенса и правового сопровождения проектов.

Совокупный ВВП стран БРИКС уже превысил аналогичный показатель стран блока G7 — с этого весьма показательного и характерного факта начал дискуссию модератор, президент Национальной Ассоциации Комплаенс Владимир Балакин.

Концептуальный прорыв в области международных финансов представил вице-президент ЭСВУ БРИКС, д.э.н., к.т.н. Виктор Ефимов. В своем выступлении он раскритиковал текущую мировую финансовую архитектуру, указав на ее системные пороки: доллар США за время своего существования обесценился по золоту в 119 раз, а санкционная политика Запада демонстрирует ее безнравственную природу.

«Все медийные предложения по изменениям не выходят на надсистемный уровень», — констатировал эксперт.

В качестве альтернативы была представлена модель «экосистемы созидания», предлагающая введение наднациональной валюты для БРИКС с энергетическим стандартом обеспеченности, где эмитентами выступают сами производители.

Практический взгляд на формирование инфраструктуры доверия для международного сотрудничества представил директор Центра департамента деловой этики и комплаенс ПАО «МТС» Дмитрий Островский. Он акцентировал внимание на том, что сделки между компаниями из разных стран чаще тормозятся не из-за финансовых вопросов, а из-за несовпадения процедур.

«Доверие — это формализованный процесс: регламенты, сроки, контрольные точки, пакет документов», — отметил эксперт.

Для стран БРИКС Дмитрий Островский предложил создать «базовый минимум» — унифицированные подходы к анкетированию, классификации рисков и срокам согласования, что позволит сделать сделки более предсказуемыми.

Практические вызовы в реализации торговых проектов обозначила председатель комитета МКПП по финансово-банковской деятельности, учредитель финансово-инвестиционной компании «Евразия капитал инвест», к.ю.н. Дарина Кнауц. На примере российско-китайских отношений, где ожидается оборот в $200 млрд по итогам года, она выделила ключевые проблемы:

«К сожалению, на сегодня установить прямые корреспондентские отношения довольно непросто. Это касается в том числе и небольших несанкционных банков, я уже не говорю про крупные ведущие российские кредитные организации». Второй вызов, по мнению Дарины Кнауц, — отсутствие унифицированных подходов в международном комплаенсе, из-за чего «департаменты и комплаенс-службы иностранных банков ссылаются на внутреннюю политику, и результаты бывают разные».

Детальный анализ современных тенденций в трансграничных платежах между странами БРИКС провел вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров, управляющий партнер ЮК «Лекс Альянс» Артур Леер. Он отметил, что, несмотря на сохраняющееся глобальное доминирование доллара США (89,2% в FX-операциях), в расчетах внутри объединения наметились четкие признаки его эрозии.

«В торговле между Россией, Китаем и Индией 90–95% расчетов уже совершается в национальных валютах — рубле, юане и рупии», — привел ключевой показатель эксперт.

В качестве практического тренда Артур Леер выделил возврат к бартерным операциям, приведя примеры обмена российской нефти на индийские фармацевтику и агропродукцию.

Конгресс наглядно продемонстрировал, что страны БРИКС не только адаптируются к вызовам современной финансовой системы, но и активно формируют новую архитектуру международного сотрудничества, основанную на принципах многовекторности, прагматизма и технологической независимости.

30 октября 2025 15:49

В подписании участвовали: заместитель генерального директора «Технопарка Санкт-Петербурга» Наталия Маринич и генеральный директор Инкубатора малого предпринимательства Минска Елена Яшович.

Соглашение предполагает взаимодействие сторон с целью создания эффективного трансграничного инновационного хаба. Планируется совместная работа по созданию дорожной карты для интеграции ресурсов и компетенций обеих организаций. В рамках сотрудничества будут разработаны программы акселерации, стажировок для стартапов, а также выстроено взаимодействие для производственной и технологической кооперации резидентов.

Заместитель генерального директора «Технопарка Санкт-Петербурга» Наталия Маринич: «Современные условия требуют создания межрегиональных экосистем: объединения усилий центров инноваций, обмена технологиями. Стратегическое партнерство «Технопарка Санкт-Петербурга» и Инкубатора малого предпринимательства г. Минска позволит интегрировать наши потенциалы, создать эффективную систему поддержки технологических проектов и стимулировать развитие высоких технологий в целом. В наших планах – создание трансграничного инновационного хаба, который объединит интеллектуальные и материальные ресурсы российских и белорусских ученых, инженеров и бизнесменов».

30 октября 2025 15:47

Не только освоение Арктики и Дальнего Востока требуют развития вездеходной техники — и в центральной части России множество труднопроходимых мест. В рамках деловой программы Международного форума-выставки «Российский промышленник» состоялась профильная сессия «Высокотехнологичный внедорожный транспорт для обеспечения логистики, комплексного освоения труднодоступных территорий и повышения эффективности транспортной системы», на которой Минпромторг представил пакет мер поддержки, МЧС России поделилось результатами масштабных испытаний техники в экстремальных условиях, а производители — новыми образцами.

Современная российская вездеходная техника, включая аэролодки, квадроциклы и многотонные вездеходы, сегодня решает широкий спектр задач: от обеспечения национальной безопасности и развития арктического туризма до организации устойчивой связи в регионах и поддержки научных исследований. В России действует более 150 производителей такой техники, что выводит страну в мировые лидеры, а вопросы развития отрасли в контексте государственных задач по освоению северных и дальневосточных территорий выделены в 24 целевые программы, отметила модератор дискуссии заместитель президента Ассоциации производителей вездеходной техники Татьяна Зикункова.

Начальник отдела строительно-дорожной, коммунальной и лесной техники Управления сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Егор Черников детализировал меры государственной поддержки отрасли. «У нас есть субсидия компенсации затрат на НИОКР, компенсируем до 70% затрат», — сообщил он. Здесь условием является последующее серийное производство техники на сумму, в 5 раз превышающую объем субсидии. Также он рассказал о льготных займах Фонда развития промышленности под 3–5% годовых, субсидиях для конечных покупателей и о запрете закупок импортной вездеходной техники в рамках госзаказа и для компаний с госучастием.

Министр промышленности и торговли Красноярского края Максим Ермаков привел успешные примеры региональных производителей — ГК «Север», «Альянс Сервис» и Visuva, техника которых используется для грузоперевозок в труднодоступных районах и даже в автопарке высокопоставленных чиновников. Среди ключевых проблем глава ведомства отметил вопросы сертификации и доступность финансирования, сообщив о активной работе по оказанию поддержки предприятиям через федеральные и краевые инструменты. Его выступление завершилось на наиболее конструктивной ноте: Ассоциация производителей вездеходной техники в лице модератора предложила региону свою помощь в виде создания вездеходного хаба для аренды техники и решения социальных вопросов логистики в удаленных локациях, на что Максим Ермаков радостно согласился.

Затем с презентацией отечественной линейки вездеходов выступил главный разработчик компании «Звезда» Александр Блохин. Он представил семейство модульно-унифицированных машин «Звезда», созданных на основе 90-летнего опыта и более 30 патентов. В докладе были показаны модели для межпоселковых перевозок, техника оперативного реагирования для МЧС и силовых структур, развивающая скорость до 100 км/ч, а также медицинские модификации, соответствующие стандартам скорой помощи. Особый акцент был сделан на успешном прохождении вездеходами экспедиции МЧС «Вызов» в условиях Чукотки при температуре –52 °C.

Надежда Филиппова, д.т.н., профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, в своем докладе акцентировала необходимость комплексного подхода к развитию транспорта в Арктике, включая создание цифровых платформ для управления логистикой, адаптацию инфраструктуры к изменению климата и подготовку специалистов. Профессор также представила результаты сравнительного анализа. Приведенные экономические расчеты показали, что при перевозке грузов по маршруту Якутск — Черский вездеходы демонстрируют значительное преимущество над традиционной грузовой техникой по ключевым показателям: средняя скорость выше в 2–3 раза, а общее время в пути сокращается с 8 до 2,5 суток.

Компания BigBo в лице своего представителя Андрея Смирнова презентовала собравшимся вездеход-амфибию BigBo — полностью кастомизируемый транспорт для экстремальных условий, собираемый индивидуально под задачи заказчика. Модель оснащена девятиместным салоном с панорамным остеклением на 360 градусов, автоматической трансмиссией и дизельным двигателем мощностью 128 л.с. Она сочетает автомобильный комфорт с возможностью преодоления водных преград, снега и бездорожья. BigBo успешно прошел испытания на Земле Франца-Иосифа и Чукотке, продемонстрировав устойчивость к экстремально низким температурам и сложному бездорожью. Технические особенности вездехода также включают пространственную раму из авиационного алюминия с интегрированным каркасом безопасности и систему централизованной подкачки колес. Сидения в салоне способны трансформироваться в спальные места, что подчеркивает ориентацию на длительные экспедиции и комфортную эксплуатацию. Модель позиционируется как универсальное решение не только для профессиональных задач, но и для туристических и исследовательских целей, где требуются повышенная проходимость и автономность.

Заместитель начальника отдела развития обеспечения безопасности Арктического региона Департамента образовательной и научно-технической деятельности МЧС России Дмитрий Гибизов подробно осветил ведомственный подход к интеграции отечественной вездеходной техники для обеспечения безопасности в Арктике. Ключевым инструментом стали масштабные экспедиционные мероприятия в рамках учений «Безопасная Арктика». В 2023 году был апробирован 21 образец техники, что позволило принять на снабжение гусеничную машину ТМ-140 и снегоболотоход «Бурлак». В 2025 году испытания были расширены: экспедиция преодолела 14 тыс. км по 10 субъектам РФ, а на этапе в Чукотском АО вездеход-амфибия «Звезда В16» и другие образцы прошли проверку в экстремальных условиях.

По итогам учений МЧС России сформировало технические задания на доработку конструкций для производителей, учитывающие специфику работы спасательных подразделений. Докладчик подчеркнул, что все процедуры закупки специальной техники осуществляются исключительно через автоматизированную систему торгов гособоронзаказа. МЧС анонсировало проведение следующих учений «Безопасная Арктика» в летний период 2027 года для отработки сценариев природных пожаров и паводков и пригласило производителей к участию, предоставив официальные контакты для связи.

Генеральный директор ГК «Моментум» Аркадий Хныкин рассказал о работе частной инженерной группы полного цикла с собственным конструкторским бюро, которая создает вездеходную технику для самых сложных условий России. Он подчеркнул глубокую историческую связь компании с Санкт-Петербургом, напоминая, что именно здесь в 1913 году был собран первый в мире полугусеничный вездеход. Ключевой принцип работы — полная локализация и импортонезависимость, при которой все комплектующие, узлы и материалы отечественного производства.

Технологический подход «Моментум» основан на современных инженерных решениях: цифровом моделировании узлов, использовании аддитивных технологий («выращивание» деталей из стали) и применении российских биметаллов и сплавов. Компания предлагает четыре основные платформы: колесные вездеходы Kalakurt и Tracar, подземный Picar для горнодобывающей отрасли и универсальную гусеничную платформу для тундры и болот. Успешные кейсы включают подъем Kalakurt на Эльбрус на высоту 3280 м и полевые испытания Tracar в подразделениях в Крыму.

Игорь Захряпин, руководитель проектов морского конструкторского бюро «Алмаз» с 76-летней историей, входящего в структуру Объединенной судостроительной корпорации, представило линейку судов на воздушной подушке (СВП) как ключевое решение транспортных проблем Арктики и Дальнего Востока. Предприятие, имеющее в штате восемь докторов и 24 кандидата наук, обладает уникальным опытом проектирования более 26 тыс. судов, поставлявшихся в 40 стран мира.

Были представлены различные модели СВП, включая «Скат», «Зубр», «Мурена» и другие, способные решать широкий спектр задач: выполнение пассажирских и грузовых перевозок между населенными пунктами, доставку персонала на нефтегазовые объекты, рейдовую разгрузку судов у необорудованных берегов, а также выполнение спасательных, полицейских и туристических функций в сложных условиях прибрежных зон.

На полях Форума достигнута договоренность с Фондом развития промышленности (ФРП) о содействии.

«Обсудили с Маратом Миратовичем Гакашевым возможность получения льготных займов ФРП на закупку современного оборудования, финансирование проекта по созданию вездеходного шеринга в каждом регионе Арктической зоны и Дальнего Востока, а также обеспечение мер господдержки для покупателей российской вездеходной техники, ─ комментирует Татьяна Зикункова, Председатель Ассоциации производителей вездеходной техники.  ─ Нашей конечной целью является обеспечение динамичного развития российского вездеходостроения и содействие технологическому лидерству нашей страны».

30 октября 2025 12:20

Беспилотные авиационные системы — один из флагманов высоких технологий, без которых представить будущее уже невозможно. Однако их развитие в России всё еще встречает вызовы. О них и говорили участники секции «Дронофикация России: развитие гражданского рынка услуг БАС в интересах российских разработчиков и производителей» в рамках Международного форума-выставки «Российский промышленник – 2025» в Экспофоруме.

Развитие беспилотных авиационных систем (БАС) — одно из направлений, обеспечивающее технологическое лидерство страны. Это важно как на поле боя, так и в гражданском секторе, подчеркнул, открывая заседание, член Бюро Высшего совета партии «Единая Россия», ответственный секретарь, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике Денис Кравченко. Перспективы применения БАС имеются практически во всех отраслях, от сельского хозяйства и энергетики до медицины и туризма, однако ключевым фактором здесь, по словам депутата, является нормативная база, которая обеспечит безопасность полетов и регулирование конкуренции в разработке и эксплуатации беспилотных систем. Он также отметил, что сегодня ключевой задачей становится не только продолжение курса на развитие, но и на обеспечение устойчивости уже достигнутых результатов. В том числе, потребуется преодолеть технологические барьеры и кадровый дефицит, модернизировать производства и сформировать благоприятную инфраструктуру.

В России пока отсутствует специальный закон о БАС, отметил Денис Кравченко, и вполне возможно, что обсудить этот вопрос уже стоит. О состоянии «воздушного» законодательства в настоящий момент рассказал заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Андрей Потемкин. Перечислив основные вехи на пути устранения правовых пробелов, он констатировал, что этот этап практически пройден. Осталось принять буквально два документа, касающихся получения свидетельства «внешнего» пилота, то есть оператора БПЛА.

Впрочем, теперь предстоит решить вопросы адаптации принятых нормативно-правовых актов к нуждам конкретных отраслей — сельского хозяйства и других. Например, нужно сократить время получения разрешения на полеты (с суток до одного часа) и разрешить предприятиям, закупившим БАС для собственных нужд, приступать к их эксплуатации сразу, сказал Андрей Потемкин. По его мнению, следует упростить медицинские требования к «внешним» пилотам по сравнению с летчиками, с тем чтобы ими могли работать опытные ветераны СВО, нередко имеющие ранения. Заместитель генерального директора АНО «ФЦ БАС» Александр Голяшев в свою очередь также перечислил некоторые моменты, требующие корректировки:

«В каждом из сценариев применения таких моментов может быть много. В сельском хозяйстве, например, недавно прошло согласование сокращение расстояния с 2 км до 700 м, которое ограничивает применение БАС для внесения веществ на поля. БАС летают ниже, чем пилотируемая авиация, а значит жесткие требования к проведению авиахимработ для них не нужны. Во многих других отраслях также речь об интеграции беспилотных технологий в имеющиеся регламенты выполнения работ, чтобы снимать потенциальные претензии контролирующих органов, обеспечивать максимально широкое применение новых, более эффективных и с экономической, и с экологической точек зрения технологий».

Правительство старается систематизировать область развития БАС. Так, в Минпромторге разработан «рейтинг дронификации», о нем рассказала заместитель начальника управления беспилотных систем и робототехники Минпромторга РФ Алла Половченя. Рейтинг создан в целях появления благоприятных условий в регионах для эксплуатантов БАС и должен мотивировать региональные власти создавать инфраструктуру для формирования рынка услуг беспилотников. С 2026 года участие в рейтинге станет обязательным для всех регионов. Впрочем, заверила Алла Половченя, министерство будет оказывать полную поддержку в этом вопросе.

Одним из важных элементов этой инфраструктуры являются научно-производственные центры (НПЦ) БАС. По словам директора Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России Михаила Лабудина, в России работает уже 27 таких НПЦ. Резидентство в них позволяет производителям претендовать в том числе на гранты, льготные кредиты и снижение страховых взносов. Начальник управления развития промышленности и агропромышленного комплекса при Комитете по промышленности и торговле правительства Санкт-Петербурга Даниил Кузьмин сообщил о положении дел в Петербурге. Здесь также существует НПЦ БАС, в котором уже 73 резидента. Центр действует на базе Технопарка Санкт-Петербурга и располагает инжиниринговым центром, химической лабораторией, центром прототипирования, летно-испытательными полигонами и так далее.

Производители БАС в своих выступлениях обозначали проблемы, существующие в отрасли и перспективные направления работы. Директор департамента услуг ГК «Геоскан» Илья Демко назвал основными проблемами нормативную базу и закрытие воздушного пространства во многих регионах. Это, по его словам, ведет к тому, что почти все заказчики и самих БПЛА, и услуг сегодня государственные; коммерческие компании не приобретают дроны, так как летать им нельзя. Это сильно сокращает рынок. Участники дискуссии также напомнили о том, что в ряде регионов работе агродронов мешают работающие станции РЭБ, из-за чего их фактически невозможно использовать.

Генеральный директор Фонда НТИ Вадим Медведев обратил внимание на то, что необходимо технологии, которые позволят управлять большим количеством дронов одновременно, безопасно и  эффективно. Вадим Медведев выразил надежду, что в небо с каждым днем будет подниматься все больше этих умных изделий. 

Как добраться
КОНТАКТЫ
АДРЕС:
г. Санкт-Петербург, Петербургское шоссе, 64/1
ТЕЛЕФОН:
На личном транспорте / такси

Ориентиры:

поворот с Пулковского шоссе налево в тоннель на г. Пушкин, далее движение по схеме. На территории КВЦ есть бесплатная парковка на 4 700 машиномест.

Бесплатные автобусы

Маршрут осуществляется только в дни проведения мероприятий


  • Станция метро «Московская» – КВЦ «Экспофорум» – cтанция метро «Московская»
  • Остановка шаттла находится по адресу: Московский проспект, д. 197

    Интервал движения с 9:30 до 19:00 часов каждые 15 минут


  • КВЦ «Экспофорум» – станция метро «Московская»

  • Если вы планируете воспользоваться бесплатным шаттлом организованной группой более 30 человек, просим заранее проинформировать об этом организаторов, позвонив нам по номеру 8 (812) 240 40 40.


    Брендированные автобусы до «ЭКСПОФОРУМА»



    Как добраться на общественном транспорте

    от ст. метро «Московская»

  • Автобус №187, 299 (городской)
  • Автобус №400Э (городской) *
  • * маршрут осуществляется только в дни проведения мероприятий

  • Маршрутное такси № К-545


  • от ст. метро «Звездная»

  • Автобус №232